|
Щ-212 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
18.11.1934 |
Завод № 200, Николаев Заводской номер 1036 |
Дата спуска на воду |
28.12.1936 |
|
Дата вступления в строй |
31.10.1938 |
|
Командиры |
22.6.1941 – 23.10.1942 23.10.1942 – 12.1942 |
|
Карьера |
1938 22.6.1941 – 10.8.1942 10.8.1942 – 12.1942 |
|
Боевой результат |
6 боевых и 3 транспортных похода в ВОВ (99-107 суток). Побед нет. |
|
Судьба |
11-19.12.1942 во время 6-го боевого похода погибла в точке 45°10,9' с.ш. / 30°08,7' в.д. в 5 милях юго-западнее острова Фидониси (Змеиный) на мине EMC румынского заграждения S-44, выставленного минными заградителями "Дакия" и "Мурджеску" (44 члена экипажа погибло). |
К началу войны находилась в Севастополе, где осуществляла текущий ремонт.
В начале 7.1941 вступила в строй.
1-й
боевой поход (5 суток):
4.8.1941 в 20.35 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч.
Встреч с кораблями противника не имела.
9.8.1941 в 13.15 возвратилась в Севастополь.
10.8.1941 вышла из Севастополя и 11.8.1941 прибыла в Феодосию.
2-й
боевой поход (20 суток):
24.8.1941 в 10.22 вышла из Феодосии в дозор на позицию № 1 в район юго-западнее мыса Тарханкут.
Встреч с кораблями противника не имела.
13.9.1941 в 8.15 возвратилась в Феодосию.
3.10.1941 вышла из Феодосии и 4.10.1941 прибыла в Туапсе.
3-й
боевой поход (10 суток):
17.10.1941 в 17.00 вышла из Туапсе на позицию № 21 в район Варны.
21.10.1941 в 23.00 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
25.10.1941 в 17.05 в 3,2 милях юго-западнее мыса Калиакра кронштейном минного охранителя "Краб" подорвалась на мине UMA румынского заграждения S-13. В результате взрыва на лодке были повреждены носовые горизонтальные рули, обшивка цистерн главного балласта № 1, 2, 3 с правого борта, торпедные аппараты № 2, 3, 4. Возникли деформации в прочном корпусе, нарушилась герметичность 15 баков аккумуляторной батареи. Вечером начала возвращение в базу.
Утром 27.10.1941 встречена эскадренным миноносцем "Бойкий" и в 19.30 прибыла в Севастополь.
29.10.1941 вышла из Севастополя и 30.10.1941 прибыла в Туапсе, где начала аварийный ремонт.
16.1.1942 вышла из Туапсе и 17.1.1942 прибыла в Поти.
С 8.2.1942 по 25.3.1942 находилась в доке.
20.5.1942 вступила в строй.
26.5.1942 перешла из Поти в Батуми.
14.6.1942 вышла из Батуми и 15.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.
1-й
транспортный поход (5 суток):
16.6.1942 в 15.00 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 28 тонн боеприпасов и 2 тонны продовольствия.
19.6.1942 в 0.45 прибыла в Севастополь. Разгрузившись, лодка в 3.15 покинула Севастопольскую бухту.
21.6.1942 в 5.50 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 48 человек.
2-й транспортный
поход (4 суток):
23.6.1942 в 9.46 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 27 тонн бензина. В 11.05 в 5 милях западнее мыса Дооб обнаружила перископ подводной лодки противника (зарубежных данных нет, очевидно, ложный контакт). В 14.34 отбила артиллерийским огнем атаку торпедного катера (израсходовала 13 45-мм снарядов).
25.6.1942 в 0.40 прибыла в Севастополь.
26.6.1942 в 3.00 лодка покинула Севастопольскую бухту. В 19.00 находясь в районе южнее Ялты, зафиксировала на дистанции 200 кабельтовых взрыв большой силы – по-видимому, гибель С-32. В 19.05-21.46 подверглась преследованию сторожевых катеров, сбросивших 32 глубинных бомбы.
27.6.1942 в 7.19-7.23 атакована самолетами противника, сбросившими 19 авиабомб. В 22.47 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 69 человек.
3-й
транспортный поход (7 суток):
30.6.1942 в 21.22 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 28 тонн боеприпасов, 2,5 тонны продовольствия и 30 тонн бензина.
В ночь на 2.7.1942 прибыла в подходную точку фарватера № 3 Севастополя. В 4.26 атакована самолетом, сбросившим несколько авиабомб.
Вечером 3.7.1942 получила приказ о возвращении в Новороссийск после выброса груза в море.
До 22.33 4.7.1942 находилась у мыса Херсонес из-за необходимости выбросить груз и зарядить аккумуляторные батареи.
7.7.1942 в 8.05 возвратилась в Батуми.
4-й
боевой поход (19 суток):
23.7.1942 в 5.35 вышла из Батуми на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.
26.7.1942 прибыла на позицию.
3-5.8.1942 и 7.8.1942 патрулировала на прибрежном фарватере, остальное время – на удалении 10-80 миль от берега. Действия лодки затруднялись плохим состоянием аккумуляторной батареи (постоянно перегревалась).
Вечером 6.8.1942 и утром 8.8.1942 слышала отдаленные взрывы глубинных бомб и шумы винтов, но попыток сближения с кораблями противника не предпринимала.
8.8.1942 начала возвращение в базу.
11.8.1942 прибыла в Батуми.
5-й
боевой поход (20 суток):
14.9.1942 в 0.15 вышла из Батуми на позицию № 46 в район Босфора.
Утром 17.9.1942 прибыла на позицию, но из-за ошибки штурмана 17-21.9.1942 маневрировала в 10-20 милях восточнее Босфора.
Встреч с кораблями противника не имела.
30.9.1942 начала возвращение в базу.
4.10.1942 прибыла в Батуми.
23.10.1942 перешла из Батуми в Поти.
26.10.1942 перешла из Поти в Батуми.
6-й
боевой поход (9-17 суток):
2.12.1942 в 16.45 вышла из Батуми на позиции № 44-45 в район мыс Олинька – Портицкое гирло (обеспечивающий – Г.Ю. Кузьмин).
С 5.12.1942 должна была находиться на позиции.
11.12.1942 дала квитанцию на приказ о переходе в район Тендровской косы на время набеговой операции кораблей Черноморского флота.
В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была покинуть позицию 19.12.1942 и возвратиться в Батуми 22.12.1942.
11-19.12.1942 погибла в точке 45°10,9' с.ш. / 30°08,7' в.д. в 5 милях юго-западнее острова Фидониси на мине EMC румынского заграждения S-44, выставленного минными заградителями "Дакия" и "Мурджеску" (44 члена экипажа погибло).
В 1975-1976 годах обнаружена и обследована на дне.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
Командир
2-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин
наблюдает
за подготовкой Щ-212 к походу, 1942 г.
Щ-212
в Батуми, 1942 г.
Схема
положения остова Щ-212 на грунте.
Фото и схема взяты из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".